Лицензия на неисключительные права проводки

Бухучет дополнительных затрат на ПО

Принято считать, что только затраты на программы, на которые есть исключительные права, можно признать НМА, а затраты на программы, которыми пользуются по лицензии (далее будем называть их лицензионными программами), нужно признавать в учете и отчетности расходами будущих периодов (РБП) и списывать на расходы в течение срока действия договорап.

39 ПБУ 14/2007. Эти затраты (если вы планируете использовать программу более года) нужно отразить в разделе баланса «Внеоборотные активы». Для этого можно самостоятельно завести в разделе 1 баланса строку «Лицензионные программы» или «Расходы будущих периодов»Письмо Минфина от 12.01.2012 № 07-02-06/5.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

В то же время часть экспертов придерживается другой позиции. Они считают, что затраты на приобретение любого лицензионного ПО признаются в качестве НМА (если программа будет использоваться свыше 12 месяцев), так как исключительное право не может выступать критерием для квалификации затрат в качестве активап. 7.2.

2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Ведь факты хозяйственной жизни должны отражаться в бухучете, прежде всего, исходя из их экономического содержания, а не правовой формы (требование приоритета содержания перед формой)п. 6 ПБУ 1/2008. В данном случае содержание заключается в способности программы приносить организации экономические выгоды тем или иным способом.

Правообладатель может получать доходы от продажи прав на использование программы, обладатель лицензии — от использования программы в деятельности. Оба они, бесспорно, имеют полное право на получение тех экономических выгод, которые принесет программа. Изложенная позиция соответствует МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»п. «б» п. 12 IAS 38.

Этой позиции придерживается и представитель Минфина.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

СУХАРЕВ Игорь Робертович

СУХАРЕВ Игорь Робертович

Начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России

Согласно п. 3 ПБУ 14/2007 одним из условий признания актива в качестве НМА является наличие у организации права на получение экономических выгод. В случае с программным обеспечением, которым организация пользуется по лицензии, права организации на получение экономических выгод от использования программы подтверждаются лицензионным договором. Следовательно, неисключительные права на использование программ могут признаваться в качестве НМА. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности не может применяться в качестве критерия признания НМА, за исключением случая, когда без такого права организация не имеет возможности извлекать экономические выгоды из актива.

Аудиторы, в принципе, тоже согласны с тем, что права пользования программой — это НМА. Но, хотя российский бухучет постепенно сближается с МСФО, некоторые действующие ПБУ еще содержат устаревшие нормы.

ОБМЕН ОПЫТОМ

ЕФРЕМОВА Анна Алексеевна

ЕФРЕМОВА Анна Алексеевна

Генеральный директор аудиторской фирмы ООО «Вектор развития»

В МСФО в качестве НМА признаются не только исключительные права на программные продукты, но и право пользования такими продуктами, полученное на основании лицензионного соглашения. Для признания НМА достаточно соблюдения трех критериев: идентифицируемость, то есть отделяемость от иных активов (мы идентифицируем актив как право пользования конкретной программой, полученное по конкретному лицензионному соглашению), способность приносить экономические выгоды (мы можем их получать путем использования программного обеспечения для нужд производства или управления организацией) и наличие у организации контроля над активом. Последний критерий самый сложный, он разделяется на два права: самим извлекать выгоды из актива (см. второй критерий) и не позволять другим извлекать такие выгоды. Являясь лицензиатом, приобретатель лицензии имеет право запретить другим пользоваться этой программой на основании его собственной лицензии, если, конечно, с согласия лицензиара он не заключит сублицензионный договор.

Важно подчеркнуть, что объектом НМА при этом будет не программа (этот НМА принадлежит тому, кому принадлежат исключительные права на программу), а именно права пользования ею, предоставляемые на определенный срокп. 4 ст. 1235 ГК РФ.

ПБУ 14/2007 предусматривает учет таких активов не как НМА, а как расходов будущих периодов, то есть в НМА попадают только сами программы, но не права их использования. Возможно, это объясняется тем, что в российском учете традиционно в качестве активов понималось именно имущество, но не имущественные права. Сейчас ситуация меняется, но все же учет прав пользования программами в качестве НМА формально противоречит действующему ПБУ.

ПБУ 14/2007 не устанавливает стоимостного критерия для признания затрат на приобретение лицензионного ПО в качестве актива. Получается, что стоимость даже очень недорогих программ придется списывать в расходы в течение нескольких периодов. Если вам неудобно так делать, то можно установить в учетной политике стоимостной критерий, при котором затраты на приобретение лицензионных программ будут признаваться активом (например, 40 000 руб.). Если же затраты будут ниже, то их можно признать в расходах единовременно в момент установки ПО на компьютерп. 6 ПБУ 1/2008.

Предлагаем ознакомиться  Получение гражданства германии по праву рождения

Аналогичной точки зрения придерживается представитель Минфина.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Несмотря на то что ПБУ 14/2007 не устанавливает стоимостной критерий для признания активов в качестве НМА, организация вправе самостоятельно установить такой критерий, исходя из уровня существенности ее финансовых показателей. И несущественные затраты на приобретение НМА признавать расходами (по аналогии с основными средствами).

СУХАРЕВ Игорь Робертович
Минфин России

ПО принимается к учету по фактической (первоначальной) стоимости, то есть исходя из всех затрат на его приобретениеп. 6 ПБУ 14/2007. Затраты на приобретение лицензионного ПО складываются из сумм, уплаченных за лицензию, а также за внедрение ПОп. 8 ПБУ 14/2007.

Затраты на внедрение ПО — это затраты на адаптацию, понесенные до начала использования НМА. Если стандартного ПО недостаточно, то организации приходится обращаться к программистам, чтобы они адаптировали его для нужд бухгалтерии. Например, можно добавить в программу функции, позволяющие создавать дополнительные формы отчетности.

Порядок учета затрат, понесенных после признания ПО, российскими нормативными актами по бухучету не урегулирован. Как правило, если программа принята к учету, используется и одновременно подвергается адаптации своими программистами или с помощью привлеченной сторонней организации, то затраты на адаптацию списываются в расходы.

В то же время если затраты для вашей организации очень существенны, то их можно признать расходами будущих периодов и отражать на счете 97. Ведь они обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодовп. 19 ПБУ 10/99. Такой подход вытекает из общего порядка отражения существенных затрат, связанных с внеоборотными активами.

Рекомендуем предусмотреть порядок признания существенных затрат на адаптацию ПО, понесенных после начала его эксплуатации, в учетной политике.

Затраты на адаптацию ПО иногда бывают очень существенны, особенно если речь идет о сложных ERP-системах. ERP-система (сокр. от англ. Enter­pri­se Re­sour­ce Plan­ning — планирование ресурсов предприятия) — это программа, в которой содержится единая база корпоративной информации. Информация ERP-системы может быть одновременно доступна всем заинтересованным сотрудникам организации.

Затраты на периодическое обновление ПО (например, бухгалтерских программ) нужно учитывать в составе расходов. Как правило, эти суммы несущественны.

С точки зрения гражданского законодательства операционная система — это программаст. 1261 ГК РФ. С технической точки зрения операционная система — это комплекс программ, который обеспечивает взаимодействие пользователя и компьютера, а также позволяет работать другим программам. Без нее просто не будут работать привычные Word,Excel и бухгалтерское ПО.

Правда, на этот же компьютер в любой момент можно установить другую операционную систему (или ту же, но новой версии). О том, как учитывать лицензионные операционные системы, в нормативных актах по бухучету не говорится. Поэтому нужно исходить из общих принципов учета затрат и профессионального суждения. Предлагаем несколько способов учета.

Если вы приобретаете компьютер с предустановленной операционной системой, то ее стоимость автоматически включается в стоимость основного средства (компьютера).

Чтобы решить, надо ли включать в стоимость компьютера стоимость отдельно приобретенной операционной системы, нужно определить, в какой момент он готов к использованию. Ведь актив принимается к учету в качестве ОС при одновременном выполнении условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01, то есть когда объект приведен в состояние, пригодное для использованияПисьмо Минфина от 20.01.2010 № 03-05-05-01/01.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

В ПБУ 6/01 не говорится, в какой момент затраты перестают формировать первоначальную стоимость основного средства (компьютера). Согласно МСФО (IAS) 16 включение затрат в стоимость основного средства прекращается, когда такой объект приведен в состояние, обеспечивающее его работу в соответствии с намерениями руководствап. 20 IAS 16.

С одной стороны, можно считать компьютер пригодным к использованию и до установки операционной системы. Ведь в каждом компьютере есть «вшитая» программа (BIOS), которую нельзя снять и переустановить на другой компьютер. То есть даже компьютер без операционной системы не полностью лишен ПО.

С другой стороны, компьютер, который вы приобретаете, к примеру, для бухгалтерии, можно считать не готовым к использованию по назначению вплоть до установки на нем бухгалтерской программы.

Гражданско-правовые отношения

К результатам интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственности), относятся программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), а также базы данных (пп. 2, 3 п. 1 ст. 1225 ГК РФ).

Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (ст. 1261 ГК РФ).

Предлагаем ознакомиться  Что делать в случае, если дом признают аварийным: пошаговая инструкция для собственников

Лицензия на неисключительные права проводки

Базой данных признается представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ (п. 2 ст. 1260 ГК РФ).

Согласно п. 1 и 4 ст. 1286 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона – автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования произведения в установленных договором пределах. При этом пользователю программы для ЭВМ или базы данных по лицензионному договору предоставляется право их использования в пределах, предусмотренных договором.

Как правило, по лицензионному договору на программное обеспечение и базы данных предоставляется простая (неисключительная) лицензия, заключающаяся в предоставлении лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (пп. 1 п. 1 ст. 1236 ГК РФ).

Если в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет (п. 4 ст. 1235 ГК РФ).

В рамках заключенного лицензионного договора составляется акт на передачу права пользования программными продуктами, лицензиар выставляет лицензиату счета на оплату.

Бюджетная классификация

– для нужд федеральных государственных органов и находящихся в их ведении федеральных государственных казенных учреждений – на код вида расходов 242«Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». Также по этому коду вида расходов отражаются расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры в случае принятия решения финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) о применении кода вида расходов 242;

– для нужд субъектов РФ (муниципальных образований), в отношении которых не принято решение о применении кода вида расходов 242, государственных (муниципальных) учреждений – на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

– на приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение;

Лицензия на неисключительные права проводки

– на приобретение и обновление справочно-информационных баз данных.

О применении этой подстатьи при получении учреждением в пользование программного продукта на условиях простой (неисключительной) лицензии сказано в письмах Минфина РФ от 18.03.2016 № 02-07-10/15362, от 02.10.2013 № 02-06-10/40915.

Таким образом, расходы учреждения на приобретение неисключительных прав на использование программ и справочно-информационных баз данных отражаются по коду вида расходов 242 или 244 и относятся на подстатью 226 КОСГУ.

Согласно п. 66 Инструкции № 157н нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. В письмах Минфина РФ от 18.03.

2016 № 02-07-10/15362, от 02.10.2013 № 02-06-10/40915 уточнено, что на данном счете учитывается в том числе программное обеспечение, полученное в пользование на условиях простой (неисключительной) лицензии. Соответственно, учреждение отражает на указанном счете полученные в пользование по лицензионному договору программное обеспечение и информационно-правовую базу в сумме, подлежащей уплате за весь срок пользования.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Пункт 66 Инструкции № 157н предусматривает, что платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности, производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.

Для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, например, расходов, связанных с приобретением неисключительного права пользования НМА в течение нескольких отчетных периодов, предназначен счет 401 50 «Расходы будущих периодов» (п. 302 Инструкции № 157н).

Как правило, неисключительные права на использование программных продуктов, баз данных приобретаются на несколько лет и лицензионными договорами предусматривается разовая плата за пользование указанными нематериальными активами. В таком случае эти средства учитываются в составе расходов будущих периодов.

Если же в соответствии с лицензионным договором производится ежемесячная оплата права пользования нематериальными активами, эта плата относится к расходам текущего финансового года.

– отнесение расходов учреждения, произведенных в текущем финансовом году, но относимых к очередным финансовым периодам, на финансовый результат будущих периодов: Дебет 0 401 50 226 / Кредит 0 302 00 000;

– отнесение расходов учреждения, произведенных ранее и учитываемых в составе расходов будущих периодов, на финансовый результат текущего финансового года: Дебет 0 401 20 226 / Кредит 0 401 50 226.

Предлагаем ознакомиться  Увольнение военнослужащего по несоблюдению условий контракта

Согласно п. 302 Инструкции № 157н затраты, отражаемые по дебету счета 401 50, подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счета) в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся.

В Письме Минфина РФ от 18.03.2016 № 02-07-10/15362 разъяснено: если контрактом установлено, что заказчик (учреждение) имеет право без ограничения срока использовать программное обеспечение, полученное в пользование на условиях простой (неисключительной) лицензии, срок его использования устанавливается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и не зависит от срока действия лицензионного договора.

При этом обращаем ваше внимание на п. 4 ст. 1235 ГК РФ, преду­сматривающий, что если в лицензионном договоре срок его действия не определен, то договор считается заключенным на пять лет.

В связи с вышесказанным в случае отнесения платы за неисключительное право пользования программным обеспечением, базой данных в состав расходов будущих периодов учреждению необходимо прописать в учетной политике порядок отнесения этих расходов на финансовый результат текущего финансового года. Если в лицензионным договоре не указан срок его действия, учреждение самостоятельно определяет его, причем он может быть как равным пяти годам, так и иным.

Согласно п. 101 Инструкции № 162н учет расчетов в рамках рассматриваемого договора ведется на счете 0 302 26 000 «Расчеты по прочим работам, услугам».

Лицензия на неисключительные права проводки

При перечислении денежных средств в счет погашения задолженности перед лицензиаром оформляется запись: Дебет 1 302 26 830/ Кредит 1 304 05 226 (п. 111 Инструкции № 162н).

Обновление программных продуктов, баз данных связано с поддержанием их в актуальном состоянии и осуществляется на основании отдельного договора. Как правило, они обновляются по мере внесения изменений в законодательство и нормативные правовые акты. Обновление информационно-правовых баз производится ежедневно, еженедельно или ежемесячно согласно условиям договора.

В соответствии с п. 101, 102, 121 Инструкции № 162н принятие к учету расходов на приобретение ежемесячного обновления для информационно-правовой базы оформляется бухгалтерской записью: Дебет 1 401 20 226 / Кредит 1 302 26 730.

Пример.

Казенное учреждение заключило лицензионный договор на приобретение неисключительного права на использование информационно-правовой системы с ежемесячным обновлением на сумму 15 000 руб. Оплата по договору производится разовым платежом. Обновления оплачиваются ежемесячно в сумме 3 000 руб. Срок использования информационно-правовой системы в договоре не указан. Учетной политикой учреждения установлен срок использования таких активов, составляющий пять лет (60 месяцев).

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены расходы будущих периодов в сумме приобретенного неисключительного права на использование базы данных

1 401 50 226

1 302 26 730

15 000

База данных принята к забалансовому учету

Забалансовый счет 01

15 000

Погашена задолженность перед лицензиаром

1 302 26 830

1 304 05 226

15 000

Отражено ежемесячное отнесение расходов будущих периодов на финансовый результат текущего отчетного периода
(15 000 руб. / 60 мес.)

1 401 20 226

1 401 50 226

250

Отражены расходы на ежемесячное обновление базы данных

1 401 20 226

1 302 26 730

3 000

Произведена оплата ежемесячного обновления базы данных

1 302 26 830

1 304 05 226

3 000

По истечении пяти лет использования базы данных

Списана с забалансового учета стоимость базы данных

Забалансовый счет 01

15 000

Налогообложение

Так как выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом обложения НДС, на основании пп. 4.1 п. 2 ст. 146, пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ сумма налога, предъявленная поставщиком товара, исполнителем работ (услуг), учитывается учреждением в их стоимости.

Ввиду того, что расходы казенного учреждения производятся за счет целевых средств, полученных им в виде лимитов бюджетных обязательств, его расходы на приобретение неисключительного права на использование программных продуктов, баз данных, а также обновлений к ним не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 252, пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 49 ст. 270 НК РФ).

* * *

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Приобретение казенным учреждением неисключительного права на использование программного обеспечения и базы данных осуществляется на основании лицензионного договора. Бюджетный учет полученных в пользование нематериальных активов, а также расчетов, связанных с приобретением неисключительных прав на них, порядок отнесения расходов на финансовые результаты имеют свои особенности в соответствии с инструкциями № 157н и 162н.

You May Also Like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector